ВКД

Справка по ВКД выполненному 18 декабря 2007 года

Дата: 18.12.2007

Выходящий космонавт: TANI Daniel, WHITSON Peggy

Продолжительность: 6 час 56 мин

Шлюз: Quest (МКС-16)

Скафандр: EMU №3006, №3018.

Задачи выхода: 

1. осмотр узла вращения BGA солнечной батареи 1A на секции S4 и правого узла SARJ;

2. демонтаж блока роликовых подшипников TBA №5.

Описание: 18 декабря астронавты Пегги Уит-сон и Дэниел Тани осуществили внеплановый выход в открытый космос ВКД-13 из Шлюзового отсека Quest в американских скафандрах EMU. Это была четвертая ВКД в 16-й экспедиции и 100-я - в рамках строительства и эксплуатации станции.

Данный выход отсутствовал в первоначальном графике МКС-16 и был внесен сразу же после отмены декабрьского пуска «Атлантиса» (STS-122) и его переноса на 2008 г.

В ВКД вошли две задачи: осмотр узла вращения по углу β BGA солнечной батареи 1А на секции S4 фермы и инспекция узла вращения по углу α SARJ между секциями S3 и S4.

Две разные неисправности с небольшим временным интервалом были отмечены на правой половине фермы. Одна из них проявилась 8 декабря, когда на секции S4 из-за перегрузки по току сработали три выключателя, вследствие чего прекратилась подача питания на элементы узла BGA батареи 1А. ЦУП-Х опять включил три прерывателя, но два из них, отвечающие за основное и запасное питание, снова отключились. Привести «в чувство» удалось только прерыватель запасного питания, и Земля, учитывая отсутствие резервирования по электропитанию BGA 1A, остановила вращение этой солнечной батареи и зафиксировала ее в позиции 79°, необходимой для стыковки «Атлантиса». Проведенные специалистами тесты показали, что перегрузки по току происходили вследствие короткого замыкания в самом узле BGA (к примеру, в модуле подшипника, привода и контактных колец BMRRM или электронном блоке управления ECU или в их кабельной сети) либо в двух подходящих к нему кабелях питания. Замыкание могло быть вызвано как отказом оборудования, так и его повреждением от попадания космического мусора или микрометеорита.

Что касается «наболевшей» второй задачи - продолжения поиска причин тряски и сопротивления вращению привода SARJ правого борта, то ее намечали на дополнительный четвертый выход STS-122, но в связи с отсрочкой запуска шаттла разумно и своевременно переставили на данную ВКД.

Астронавты начали выход в 09:50 UTC, на 1 час 10 мин раньше плана, и проследовали на секцию S4 правого борта фермы. «Этот скафандр делает меня полной?» - поинтересовалась Пегги. «Абсолютно нет!» - заверил ее ЦУП-Х.

Дэн Тани придирчиво осмотрел теплозащитный чехол на узле BGA 1A (особенно на модуле BMRRM и блоке ECU) на предмет разрывов, износа и обгорания. «Я не вижу ничего нештатного здесь», - уверенно сообщил астронавт, фотографируя BGA. Пегги тщательно проинспектировала два кабеля питания узла и их разъемы и тоже не нашла ничего необычного. Затем она отсоединила два разъема этих кабелей от BGA 1A, чтобы «Земля» смогла.«поиграть» с прерывателями питания и выявить короткое замыкание.

К 11:00 космонавты переместились к узлу вращения SARJ между секциями S3 и S4. Там экипажу требовалось открыть как можно больше теплозащитных крышек и очень скрупулезно осмотреть, описать и сфотографировать поверхности расположенных под ними элементов узла SARJ: внутреннего и внешнего опорных колец, блоков роликовых подшипников ТВА и двигателей-фиксаторов DLA.

Узел вращения защищают 22 крышки: две над двигателями-фиксаторами, 8 двойных над блоками подшипников и 12 одинарных. Каждый блок ТВА прикручен к внутреннему кольцу узла и прижат подшипниками к трем поверхностям (внешняя и внутренняя наклонные и базовая) внешнего кольца. Эти поверхности в поперечном сечении кольца образуют как бы равносторонний треугольник.

Данная инспекция узла была уже третья по счету. В ходе первой в выходе 28 октября под матом №12 были обнаружены «разъеденная» внешняя наклонная поверхность внешнего кольца и металлическая стружка на блоке ТВА № 12. Анализ возвращенной на Землю на STS-120 стружки показал, что это материал кольца. При втором осмотре узла 24 ноября такая же картина повреждения оказалась под крышкой №7. Кроме того, датчики на узле фиксировали самые сильные вибрации в районе блока ТВА №5 около двигателя DLA №2, поэтому было намечено демонтировать этот блок подшипников, чтобы затем спустить на «Атлантисе».

В течение четырех часов астронавтам удалось проинспектировать элементы узла под девятью теплозащитными крышками (две над двигателями DLA, шесть двойных и одна одинарная). Используя клейкую ленту, они взяли образцы стружки; правда, кусочки ленты постоянно уплывали от экипажа, который с переменным успехом их отлавливал. Космонавты также соскребли кусочки металла с поврежденной поверхности кольца и оценили твердомером толщину «разъеденного» слоя.

При осмотре узла было зафиксировано, что внешняя наклонная поверхность подверглась равномерному «раздроблению» по всей окружности внешнего кольца. Проинспектированная с помощью зеркала внутренняя наклонная поверхность этого кольца, несущая аналогичную нагрузку, была абсолютно чистой, как и поверхности внутреннего кольца. Механизмы двигателей DLA и блоков ТВА оказались неповрежденными, но их поверхность была обильно усыпана намагниченной стружкой, особенно в районе DLA № 2.

В 13:29 Пегги Уитсон превысила достижение Суниты Уилльямс (29 час 17 мин) и стала рекордсменкой среди женщин по суммарной длительности выходов.

«Поздравляем, ты теперь королева ВКД», - радировал ЦУП-Х. - «Спасибо, просто нахожусь в нужном месте в нужный час».

В 15:25 астронавты открутили три болта и демонтировали наиболее «грязный» блок ТВА №5. Далее, в 16:06 на секции S4 Пегги снова подсоединила два кабеля к узлу BGA 1A. За то время, пока они были расстыкованы, Земля включила два прерывателя питания, которые проработали без перегрузок по току. Таким образом, стало ясно, что короткое замыкание «засело» не в кабелях питания, а в BGA 1A (скорее всего, в модуле BMRRM).

Понимая необходимость восстановления функционирования узлов SARJ и BGA 1A к полетам STS-123 и STS-124 (тогда понадобится вся производимая солнечными батареями электроэнергия) и очевидную невозможность старта STS-122 ранее февраля 2008 г., NASA оперативно добавило экипажу МКС-16 на 30 января еще одну внеплановую ВКД для скорейшей замены BMRRM.

Перед возвращением в «Квест» Тани произнес маленькую речь о значимости ста проведенных выходов для сборки МКС, а также передал привет своей жене Джейн: «Я люблю тебя и знаю, что ты видишь меня. Буду дома когда-нибудь скоро, я надеюсь».

ВКД завершилась в 16:46 UTC и продолжалась 6 час 56 мин. Уитсон и Тани за пять выходов набрали в сумме 32 час 34 мин и 32 час 01 мин соответственно. Суммарная длительность ВКД по программе МКС с учетом юбилейной достигла 623 час 24 мин.

Новости космонавтики 2008 №02

X