30 2002

Дата:  30.11.2002

Выходящий космонавт: Mickael Lopez-Alegria , John Herrington

Продолжительность: 7 часов 00 минут

Шлюз: Quest (МКС, STS-113)

Скафандр: EV-1(EMU-,PLSS-), EV-2(EMU-,PLSS-)

Задачи выхода:

1.Установка 33 устройств SPD;

2.Переключения в электрической схеме SO;

3.Стыковка гидромагистралей, ведущих к бакам аммиака на секции Р1;

4. Установка двух перемычек между аммиачными контурами SO и Р1.

5. Задача появившаяся во время выхода - установка UHF-антенны.

Описание:

Лопес-Алегриа и Херрингтон провели в выход ночь с 30 ноября на 1 декабря. Он начался с перехода на автономное питание в 19:25 и закончился началом наддува в 02:25, т.е. продолжался ровно 7 часов.

Подготовку к выходу астронавты начали в 14:35. Выйти досрочно, как в двух первых случаях, не удалось. Сначала ЦУП-Х услышал жалобы Майкла на неудачную обувь (ему в нескольких местах сильно давило на ступню) и попросил слегка модифицировать стельку. Обрезать, надо полагать. А потом на орбите произошло ЧП.

Еще перед выходом по командам с борта мобильный транспортер МТ должен был переместиться с WS4 на WS7, после чего на него бы вернулся манипулятор SSRMS. Это была всего лишь вторая поездка в истории первой космической железной дороги. В первый раз, 15 апреля, поезд прибыл к месту назначения с опозданием на 8 часов. Во второй раз он чуть не потерпел крушение.

Итак, примерно в 16:21 транспортер с двумя вагончиками тронулся с места и набрал скорость 3 см/с. Он прополз 14 м, успешно перебравшись с SO на Р1. До цели оставалось всего около трех метров, но-в 17:00 космический локомотив застрял на перегоне между 6-й и 7-й рабочими станциями. ЦУП-Х не мог определить, то ли поезд на что-то наехал, то ли прошел компьютерный сбой и движение было прекращено из предосторожности. Попытка включении запасного привода около 19:00 не привела к успеху. Было решено больше не двигаться ни назад, ни вперед и поручить астронавтам проверить, в чем дело.

Джон Херрингтон вышел за борт первым в 19:31, а Майкл Лопес-Алегриа последовал за ним в 19:38. Первым делом Херрингтон забрался внутрь SO и переключил два рубильника CID, дав возможность управленцам изменить конфигурацию блока коммутации  главной  шины MBSU. После этого он направился к транспортеру.

Много было высказано предположений о природе препятствия  то ли штырь не до конца спрятали, то ли ЭВТИ где вылезла, то ли свой же кабель схлестнулся. Оказалось еще проще и глупее - блоком электрических разъемов IUA транспортер зацепил за антенну UHF-диапазона, находящуюся в стартовом положении на секции Р1, и слегка ее поцарапал. Явно не предусмотрели в Хьюстоне правильного порядка работ - установка этой антенны в рабочее положение была запланирована лишь в декабре Бауэрсоксу и Бударину.

Раз так, ЦУП-Х попросил Херрингтона раскрыть эту чертову антенну. Астронавт удалил три болта крепления и зачековку -нуль эффекта, не поворачивается и не раскрывается. Может, ее держит транспортер и его нужно отвести назад? Вроде нет. Оказывается, антенна связана в одной из точек фиксации. 10 минут усилий - и в 20:47 антенна занимает штатное положение на нижней стороне Р1. Больше она не мешает. Ну а уж раз Джон развернул антенну будь добр и разъемы подстыковать.

Пока Херрингтон спасал репутацию Центра Джонсона и ЦУП-Х, Лопес-Алегриа шел по первоначальному графику работ. Он забрался к стыку секций Z1 и Р6 и установил два дюймовых SPD на быстроразъемные соединения QD, спустился к подножию Z1 и поставил еще две вставки в крысином гнезде, а затем принялся за установку еще двух таких устройств на магистрали теплообменника контура MTL на торцевой стенке Лабораторного модуля.

После этого циклограмму выхода пришлось переиграть. Дальнейшие операции Джон должен был проводить с манипулятора SSRMS, стоящего на транспортере. Но тот все еще оставался на месте аварии, а от начала выхода прошло уже 2 часа и времени было жалко. Поэтому ЦУП-Х распорядился, чтобы астронавты ставили SPD на модули клапанов радиатора RBVM на задней плоскости Р1 вдвоем в режиме свободного плавания. И они справились с задачей - к 23:05 установили в этом месте 18 дюймовых SPD без посторонней помощи.

А транспортер в 22:01 продолжил прерванное движение и через 10 мин добрался до WS7, где в 23:52 был зафиксирован. Переход манипулятора на МТ отменили, и хотя для астронавтов транспортер был уже бесполезен, было решено оставить его на ночь на месте и не гнать обратно на WS4. (Вообще-то это нежелательно: когда поезд стоит не в депо, его кабель питания и данных растянут и подвержен действию космической пыли и мусора.)

Лопес-Алегриа закончил работу с RBVM первым и взялся за дополнительное задание - подачу питания на нагреватель блока управления пирозарядами расчековки секций радиатора SFU. Покончив с этим, он вернулся к блоку коммутации MBSU и перестыковал четыре кабеля питания так, чтобы в будущем можно было подключать дополнительные секции фермы слева. ЦУП-Х тем временем проверил преобразователи постоянного тока DDCU на S1 и Р1 - они оказались в норме.

После этого Майкл перешел на S1, вскоре после полуночи установил четыре полуторадюймовых вставки на магистралях, ведущих к поворотной муфте FHRC (см. симметричную задачу в выходе от 26.11.2003), а затем еще четыре у модуля насосов аммиака секции Р1 - три полуторадюймовых и полудюймовую. Джон же пошел на стык SO/P1 и подключил новый бак аммиака (с установкой одной полудюймовой вставки; аналогичная операция с другой стороны SO была сделана во 2-м выходе полета STS-112). Затем он проверил состояние стартового фиксатора №10 балки радиатора. Вопреки тому, что видно на первый взгляд фиксатор оказался вполне исправным и держал свой груз.

Собрав инструмент, астронавты вернулись в ШО и завершили выход, который был начат в состоянии полной неопределенности, а закончен с перевыполнением плана.

X