3 2001

Дата: 03.12.2001

Выходящий космонавт: ДЕЖУРОВ Владимир, ТЮРИН Михаил

Продолжительность: 2 часа 46 минут

Шлюз: Пирс (МКС, ЭО-3)

Скафандр: Орлан-М, Орлан-М

Цель: Обеспечение стыковки ТКГ Прогресс М1-7

Описание:

Шлюзование прошло штатно, и экипаж вышел на 10 мин раньше планируемого времени. В 16:20 ДМВ (13:20 UTC) Дежуров и Тюрин открыли выходной люк стыковочного отсека Пирс. Нагруженные различными инструментами, они направились к месту стыковки грузовика со станцией. Поскольку не было однозначного ответа о природе постороннего предмета, космонавты на всякий случай взяли все, что могло бы им пригодиться в этой работе. Они уже ходили по внешней поверхности модуля Звезда и сейчас без особого труда добрались до его агрегатного отсека, где был пристыкован корабль Прогресс М1-7.
   Значит, как и предполагалось, говорит Дежуров, посмотрев на стык, зазор 56 миллиметров.
   Ну, а что-нибудь видно там? спрашивает руководитель полета Владимир Соловьев.
   Нет, отвечает Дежуров, с моей стороны все чисто.
   И с моей все чисто, подтверждает Тюрин и обращается к Дежурову: Причем, я так понимаю, мы с тобой, Володя, просматриваем практически всю окружность.
   И ничего не видно? переспрашивает Соловьев.
   Нет.
   Руководитель полета предупреждает космонавтов, что сейчас начнут отодвигать грузовик. ЦУП дает команду и Прогресс за счет выдвижения штанги медленно отходит от станции. Но защелки на конце штанги по-прежнему удерживают грузовой корабль в механическом соединении со стыковочным узлом модуля Звезда. Космонавты внимательно следят за расширяющимся зазором.
   Так, Алексеич, я вижу! докладывает Дежуров Соловьеву.
   Давай, говори, что видишь? в голосе руководителя полета слышится нетерпение.
   Это резинка уплотнительная, объясняет Дежуров. Вот она сейчас прямо напротив меня.
   О, и я вижу отлично! восклицает Тюрин. Сюда ко мне идет.
   Космонавты просят побольше раздвинуть стыковочные агрегаты. Ход штанги позволяет отвести грузовик максимально на 400 миллиметров.
   А больше и не надо, замечает Тюрин. Я ее в руке держу. Если мы ее в одном месте перережем, то вытащим элементарно.
   Станция заходит в тень Земли. ЦУП рекомендует космонавтам передвигаться осторожнее, поскольку там кругом лес железный. А потом, посовещавшись, попробовали включить фару на грузовике. Космонавтам это понравилось, и они продолжили работу.
   Сейчас пока резать не будем, комментирует свои действия Дежуров. Сначала посмотрим резинки на новом корабле Так, здесь обе целые, ровненько лежат, хорошо А эта сошла. Она кольцом надета на активный стыковочный агрегат, поскольку он сейчас в конусе.
   Эта третья конечно, лишняя. Осталась она от грузового корабля Прогресс М-45. Каким-то образом была вырвана из кольцевого паза (типа ласточкина гнезда), в котором крепилась по окружности активного стыковочного агрегата грузовика. За тридцать лет стыковок и перестыковок таких агрегатов (а их было более двух с половиной сотен) это случилось впервые. В причинах следует досконально разобраться, поэтому резину надо обязательно доставить на Землю.
   Убедившись, что обе уплотнительные резинки на Прогрессе М1-7 в порядке, космонавты взялись за третью лишнюю. Разрезали ее с одной стороны и аккуратно вытащили наружу. Грузовой корабль при этом вел себя спокойно, хотя вначале немного покачался по крену. ЦУП просит внимательно осмотреть поверхности привалочных плоскостей обоих стыковочных агрегатов нет ли там какого-либо налета от резинки. Предупреждает, что чистить, если понадобится, нужно очень осторожно. Но там и без того все чисто, никаких следов резинка не оставила. И ЦУП дал команду на стягивание.
   Идет потихоньку, подтверждает Дежуров движение грузовика и обращается к Тюрину: Сейчас смотри, Майкл, выравниваться будет.
   А тот с резинкой возится, старается ее закрепить понадежнее, чтобы не потерять при возвращении. Но на процесс стягивания все же поглядывает и сожалеет, что не взяли видеокамеру:
   Вот бы что на видео заснять!
   Стыковочные агрегаты продолжают сближаться. Они подходят к тому порогу, на котором остановились 28 ноября. Все невольно настораживаются, но процесс продолжается. Привалочные плоскости плотно прижимаются друг к другу, не оставляя никакого зазора. Телеметрия показывает, что крюки на стыковочных агрегатах закрылись в 17:51:39 ДМВ.
   Ребята, большое дело сделали, говорит Владимир Соловьев. Спасибо вам огромное. Ну, тогда дальнейшая программа надо собрать вещички и идти к люку. И берегите резинку! Потому как она нам тут очень нужна для исследований.
   Пора было возвращаться. Но идти по поручням без помощи рук невозможно, а они у Тюрина по-прежнему заняты резинкой, которую никак не удается укротить:
   Она такая, как змея, все время хочет выпрямиться.
   В конце концов Михаил все-таки укрощает четырехметровую змею, складывает ее и фиксирует фалом. Теперь можно и в обратный путь.
   Только фару на грузовике не выключайте, просят космонавты.
   ЦУП обещает, что фара будет светить, пока они не дойдут до люка.
   На обратном пути космонавты сфотографировали конденсаторные датчики микрометеоритных ловушек (это было записано у них в циклограмме). Спокойно они добрались до Стыковочного отсека, внесли внутрь все инструменты, из которых им понадобился сегодня только резак, и в 19:06 ДМВ (16:06 UTC) закрыли выходной люк.

X