ВКД

Справка по ВКД выполненному 15 октября 2001 года

Дата: 15.10.2001

Выходящий космонавт: ДЕЖУРОВ Владимир,  ТЮРИН Михаил

Продолжительность: 5 часов 52 минуты.

Шлюз: Пирс (МКС, ЭО-3)

Скафандр: Орлан-М, Орлан-М

Задачи выхода:

1.Монтаж японского научного оборудования MPAC&SEED;

2.Установка планшета с экспонируемыми образцами «Кромка»;

3.Снятие образца «Флаг» с СМ и установка логотипа «Кодак»;

Последовательность операций во время  выхода:

Сборка и установка несущей фермы научного оборудования MPAC&SEED на рабочем отсеке большого диаметра СМ “Звезда”

Установка и фиксация панелей научного оборудования MPAC&SEED на несущую ферму

Фотографирование и видеосъёмка научного оборудования MPAC&SEED

Установка планшета с экспонируемыми образцами «Кромка» в районе двигателей ориентации агрегатного отсека СМ “Звезда”

Фотографирование и видеосъёмка научной аппаратуры “Кромка”

Демонтаж образца “Флаг” и установка логотипа “Коdак”

Фотографирование и видеосъёмка логотипа “Коdак”

Описание:

Внешний люк был открыт в 09:17 UTC, всего лишь на четыре минуты позже планируемого времени. Космонавты извлекли из отсека необходимое оборудование и инструменты и перешли на служебн  «Звезда».. Нагруженные оборудованием, космонавты двинулись «в дальний путь» – к противоположному концу «Звезды». Хотя длина модуля всего 13 м, но передвижение по поручням с постоянной страховкой и себя, и грузов – нелегкий процесс. В числе этих грузов – укладка с тремя панелями для эксперимента MPAC&SEED, ферменная конструкция, на которой будут крепиться панели, научная аппаратура «Кромка 1-0», гермочехол с логотипом компании Kodak, укладка с инструментами. ЦУП внимательно следит за передвижением космонавтов, контролирует правильность страховки.
   – Каждая деталь, – докладывает Тюрин, – будем говорить, каждая переносимая единица своим фалом прикреплена к поручню.
   Но ЦУП скрупулезно уточняет, что именно, чем и где закреплено: маркировку фалов, номера поручней.
   Добравшись до агрегатного отсека модуля, Дежуров и Тюрин установили на нем аппаратуру для российского эксперимента «Кромка 1-0». Цель этого эксперимента заключается в исследовании эффективности защиты внешних элементов станции от загрязнений, образующихся при работе двигателей. Аппаратуру расположили неподалеку от находящихся здесь двигателей ориентации.
   Как и в предыдущем выходе, ЦУП имел возможность наблюдать за действиями космонавтов с помощью телекамер дистанционного манипулятора SSRMS, которым управлял командир МКС Фрэнк Калбертсон.

Космонавты собрали и установили на внешней поверхности большого диаметра рабочего отсека Служебного модуля «Звезда» изготовленную российскими специалистами ферменную конструкцию, а на ней смонтировали японское научное оборудование MPAC&SEED, для проведения экспериментов по изучению воздействия факторов открытого космического пространства на образцы различных конструкционных материалов и покрытий, которые будут использоваться в перспективных космических разработках NASDA. Следующая крупная работа – монтаж научной аппаратуры , созданной специалистами NASDA. Ее надо было установить .
   Япония, как известно, участвует в проекте МКС и разрабатывает для станции свои модули. Японские ученые скрупулезно подходят к космическим проблемам и не упускают случая воспользоваться опытом других стран и предоставляемыми возможностями, чтобы провести собственные исследования. В 1990 г. это наглядно показал полет журналиста телерадиокомпании TBS Тоёхиро Акиямы. Уже тогда японцы отсняли все, что можно, начиная с подготовки к полету и заканчивая послеполетной реадаптацией космонавта. Создавая КА, они заботятся о перспективе. Для них представляет интерес, как ведут себя различные материалы в условиях открытого космического пространства. Для изучения воздействия этих факторов в Японии разработали соответствующую аппаратуру с образцами конструкционных материалов и покрытий. А оборудование для ее крепления на внешней поверхности модуля «Звезда» создали российские специалисты.
   Дежуров и Тюрин установили на поручнях модуля сначала нашу ферменную конструкцию, тщательно закрепили ее.
   – Теперь надо проверить надежность установки методом покачивания, – рекомендует ЦУП.
   Космонавты охотно соглашаются.
   – Всю ночь будем покачивать, – шутит Дежуров.
   Станция как раз заходила в тень Земли, и на орбите начиналась 25-минутная «ночь».
   С наступлением «дня» космонавты продолжили монтаж. На вершину фермы они поставили пакет из трех панелей с образцами различных конструкционных материалов и покрытий. В ЦУП следует доклад:
   – Третья панель раскрыта.
   – Принято. Мы это хорошо видим.
   – Вторую раскрываем? – спрашивают космонавты.
   – Нет, вторую теперь выдвигаем к третьей панели.
   Тяжелое дыхание космонавтов свидетельствовало о том, что им сейчас приходится прилагать немалые усилия. И эту работу надо успеть сделать на свету.
   – Готовы к раскрытию второй, – докладывает Дежуров, и дальше идет «междусобойчик». – Миша, сожми панели, сожми их обе… Держи.
   – Нежно… – кряхтит Тюрин.
   И вот все три панели раскрыты и зафиксированы в заданном положении. Тюрин сфотографировал их с разных ракурсов, чтобы у специалистов на Земле не было сомнений в правильности установки. Присутствующие в ЦУПе представители NASDA внимательно следили за работой наших космонавтов и, по всей видимости, остались довольны.
   – Ребята, у нас последний свет остался, – напоминает ЦУП.
   – Крайний, – поправляет Дежуров. – Это ничего, если мы прихватим еще немножко времени… Как крепить Kodak?
   – Чтобы с поручней читался.
   Была у космонавтов еще и работа, которая проводится в рамках образовательной программы для пропаганды космических исследований с использованием пилотируемой орбитальной станции. Предыдущий экипаж МКС с этой целью проводил фото- и видеосъемки внутри жилых отсеков станции. А Дежурову и Тюрину во время выхода в открытый космос поручили съемку снаружи станции, в т.ч. и логотипа компании Kodak. Космонавты аккуратно сняли образец «Флаг» (пластину с нарисованным на ней специальной краской российским флагом) и на освободившееся место установили пластину с логотипом Kodak, выполненным специальной краской.
   Теперь можно было возвращаться. Да и по времени уже пора – более пяти часов в открытом космосе. ЦУП то и дело напоминает, сколько минут осталось до тени: десять, восемь, шесть…
   – Володя, Миша, по вашим прогнозам, когда вы у люка окажетесь? – спрашивает ЦУП.
   – Я уже захожу, – докладывает Дежуров.
   – И я где-то рядом, на подходе, – сообщает Тюрин.
   Оба космонавта без каких-либо затруднений вошли в Стыковочный отсек, внесли с собой и возвращаемое оборудование, в том числе и образец «Флаг» для последующих исследований на Земле. Но вот с закрытием люка получилась заминка – крышка никак не хотела выходить из фиксатора.
   – Мы ее по очереди дергали, – объясняет Тюрин, – достаточно сильно и интенсивно. Пытались раздергать. Пока держится.
В конце концов проблему удалось решить с помощью монтировки.
   Выход в открытый космос получился довольно продолжительным. 5 часов 51 минута прошла от открытия до закрытия люка. Космонавты изрядно устали, но бодрости не теряли. Да и медицинские параметры, как говорят специалисты, у них тоже были в норме.

Люк закрыли в 15:08, на 16 минут позже запланированного времени, в основном за счет проблем с его открытием. Это был 28-й выход на МКС, но всего четвертый с борта станции. Выход продолжался 5 час 52 мин, а всего за 28 выходов астронавты и космонавты работали на внешней поверхности МКС 178 час 14 мин.

X