ВКД

Справка по ВКД выполненному 30 мая 1999 года

Дата: 30.05.1999

Выходящий космонавт: JERNIGAN Tamara, BARRY Daniel

Продолжительность: 7 часов 55 минут

Шлюз: ШК Discovery-МКС (STS-96)

Скафандр: EV-1(EMU-3006), EV-2(EMU-3011)

Цель: Установка на внешней поверхности МКС российского и американского подъемных кранов.

Описание:

Выход Джерниган и Барри должен был начаться в 22:05 UTC и был рассчитан на 11 час 35 мин. Выход формально начался в 21:56 UTC, когда скафандры были переключены на автономное питание.

Первой в грузовой отсек предстояло выйти Тамаре Джерниган. В плане выхода, документе сухом и официальном, ее обозначение было EV1 (первый выходящий член экипажа). Чтобы астронавтов можно было различить, на штанинах скафандра Джерниган были сделаны красные полосы. Дэниелу Барри (EV2) была отведена в выходе вторая роль.

После того, как Джерниган вышла и зафиксировалась двумя фалами, из шлюзовой камеры выбрался Барри. Тамара должна была работать с площадки на конце манипулятора, а Дэниел - перемещаться самостоятельно по поручням. Пока астронавты осваивались, у них случилось маленькое ЧП: утеря фала.

До начала основной работы астронавты установили рабочую станцию и переносные «якоря». Напомню, что «якорь» - это фиксатор для ног астронавта, позволяющий ему выполнять работу в невесомости. Один такой фиксатор Тамара Джерниган установила на дальнем от шаттла гермоадаптере РМА-1, соединяющем ФГБ и Unity. Здесь она перебралась на «якорь» на конце манипулятора, и Очоа перенесла ее обратно в грузовой отсек к платформе ICC, где уже ждал второй астронавт.

Они сняли с платформы ICC американский грузовой кран OTD, и Джерниган перевезла его на манипуляторе на гермоадаптер РМА-1. Барри добрался туда «пешком» и они зафиксировали OTD на отведенном ему месте.

Таким же образом астронавты перенесли с ICC и закрепили на гермоадаптере РМА-2 элементы российской грузовой стрелы - пост оператора массой 75 кг и 15-килограммовый адаптер, с помощью которого пост оператора был закреплен на одном из двух стандартных узлов РМА-2. Установка самой стрелы возложена на следующий экипаж, который прилетит в декабре. Астронавты соединят стойку с 13-метровой стрелой и перенесут всю конструкцию на ФГБ. Грузовая стрела, усовершенствованная с учетом опыта работы двух таких устройств на «Мире», имеет грузоподъемность 3000 кг и будет использоваться главным образом для обслуживания Научно-энергетической платформы.

Каждая из этих задач по плану должна была занять примерно час. Однако со «Стрелой» возникли проблемы: болты ее крепления к ICC были завернуты очень туго. Джерниган не смогла отвернуть стандартным инструментом два из десятка болтов. Они поддались только храповому ключу, создающему больший момент. Второй неприятностью во время выхода были периодические сбои новой системы связи SSOR.

Уже с опозданием относительно графика два новых переносных якоря IAPFR были сняты с ICC и установлены на гермоадаптере РМА-1. Эти якоря способны фиксировать ноги астронавта в скафандре EMU и космонавта в "Орлане". Затем Барри установил антибликовую "маску" на стыковочную мишень ФГБ, чтобы сделать ее более удобной для причаливания и ручной стыковки.

Вернувшись к платформе еще раз, Барри и Джерниган извлекли из укладки SHOSS и закрепили на внешней поверхности модуля Unity три сумки с инструментами, запасными частями и поручнями для следующих экипажей "космических строителей". На этом "развоз" грузов общей массой 320 кг по местам был закончен.

Тамара и Дэниел выполнили еще три запланированные операции, не входившие в обязательное задание. Они установили на конце цапфы модуля Unity крышку, аналогичную той, которую 9 декабря 1998 г. потерял Джерри Росс, осмотрели и засняли окрашенные поверхности на модулях "Заря" и Unity и обследовали всенаправленную антенну "ранней системы связи" ECS на правом борту Unity, одну из двух установленных в декабре Россом и Ньюманом. При съемке станции одну камеру заело, пришлось лезть в ЗИП задругой. Не удалось выполнить только проверку крана OTD, не хватило.

Запланированная длительность выхода была превышена. Когда Джерниган и Барри вернулись в шлюзовую камеру, Тамаре долго не удавалось подстыковать один из разъемов скафандра к борту, а без этого нельзя было начинать наддув. В бесплодных попытках прошел едва ли не час; Джерниган боялась, что в разъеме погнулись штырьки. Только в 05:51 разъем удалось подстыковать, и выход закончился. Выход длился 7 час 55 мин.

X