ВКД

Справка по ВКД выполненному 14 февраля 1997 года

Дата: 14.02.1997

Выходящий космонавт: LEE Mark, SMITH Steven

Продолжительность: 6 часов 42 минуты

Шлюз: ШК Discovery (STS-82)

Скафандр: EV-1(EMU-3003), EV-2(EMU-3008)

Цель: Ремонт телескопа Hubble, замена FOS NICMOS и GHRS STIS.

Описание:

Марк Ли (условное обозначение — EV1) и Стивен Смит (EV2) начали свой выход в 23:34. В эпоху шаттлов NASA стало считать началом выхода момент перехода скафандров на автономное питание, а концом — переход на бортовое или наддув ШК. Так что "начало выхода" — это не переход обреза люка и не момент разгерметизации шлюзовой камеры.

Выход планировалось начать в 23:20. Ли и Смит шли с опережением графика на 80 минут, но тут произошел инцидент, от которого у всех "хаббловцев" сердце в пятки ушло. Как только Ли и Смит начали стравливать воздух из ШК до "ступеньки" на уровне 260 мм рт.ст., солнечные батареи "Хаббла" буквально затрепетали от бьющей в их сторону струи, повергнув в шок операторов "Хаббла". Правая панель примерно на пять секунд развернулась из горизонтального положения в вертикальное "Мы видели нечто совершенно необычное, — доложил Тэннер — Передняя панель отклонилась от горизонтали к вертикали и наполовину обратно за какие-то секунды " "Должно быть, это было очень драматично," — сказал находящийся в ЦУПе Хоффман.

Разгерметизация была, разумеется, прервана — инженеры проверяли, не случилось ли что-нибудь с "Хабблом". Ко всеобщему облегчению они убедились, что батарея не повреждена: система управления телескопа успела снять тормоз с привода СБ. А ведь до полета считалось, что при амплитуде колебаний батарей более 25 см двойная опора СБ может изогнуться необратимо! Последующее моделирование показало, что смещение конца двойной опоры солнечной батареи даже на 54 см вполне возможно и не представляет опасности.

Продолжили разгерметизацию, но медленнее и осторожнее, используя не клапан сброса давления, а клапаны выравнивания давления у переходных люков. Наконец в 23:45 астронавты вышли в грузовой отсек — Смит в белом скафандре без каких-либо отметок, а Ли — со сплошными красными полосами на рукавах и штанинах. "О боже мой, прекрасно, — выдохнул Смит при взгляде на Землю с высоты 590 км. — Этого стоило подождать." "Ух, посмотри на этот телескоп," — вторил ему Ли.

Смит закрепился на конце манипулятора, и Холи подвез его к "Хабблу". Ли в течение всего выхода держался поблизости, зафиксировавшись фалом за поручни корабля.

Ли и Смит открыли створки хвостового отсека "Хаббла". В дальнейшем основным работником был Смит, Ли помогал. Последовательность операций была примерно той же, что и при установке COSTAR в декабре 1993г. В первую очередь Стивен извлек из корпуса телескопа спектрограф GHRS и закрепил его временно на контейнере ORUC (делай-раз!). Затем он извлек из ORUC спектрограф STIS и аккуратно задвинул его в осевой отсек—V3/-V2 (делай-два!). Теперь нужно было поставить GHRS на освободившееся место в ORUC (делай-три!).

Легко сказать — извлек и поставил, делай-раз и делай-три. Напомню, каждый инструмент размером и массой похож на телефонную будку, а зазор в том месте, куда он вставляется — порядка 5 мм. Поэтому каждая замена продолжалась около двух часов, и STIS был установлен на место незадолго до 02:00.

Затем Смит взялся за спектрограф FOS. Последовательность была та же — вынуть FOS из отсека -V2/+V3, закрепить их временно на боковой стенке грузового отсека, извлечь из контейнера SAC спектрометр NICMOS, поставить его на освободившееся место (почти в 04:00) и спрятать FOS в SAC. После этого операторы проверили состояние инструментов — оказалось, они "живы" и пригодны для последующей калибровки — и астронавты закрыли створки "Хаббла".

В 1993 году закрытие створок отсека гироскопов прошло не без проблем — Джеффри Хоффману и Стори Масгрейву пришлось применить грубую физическую силу. Ли и Смит также повозились уже с новыми дверцами — чтобы запихнуть на места два болта и удовлетворительным образом совместить створки, им потребовалось 45 минут.

Смит и Ли уложили старые приборы в защитные контейнеры и вернулись в шлюзовую камеру. Выход, планировавшийся на шесть часов, был закончен в 06:17 и продолжался 6 час 42 мин.

X