ВКД

Справка по ВКД выполненному 6 декабря 1993 года

Дата: 06.12.1993

Выходящий космонавт: THORNTON Kathryn, AKERS Thomas

Продолжительность:  6 часов 36 минут

Шлюз: ШК Endeavour (STS-61)

Скафандр: EV-3 (EMU-2030,PLSS-1014), EV-4 (EMU-2029,PLSS-1009)

Цель: Ремонт телескопа Hubble, замена блока солнечных батарей.

Описание: Второй выход для ремонта КТХ, в ходе которого астронавты Эйкерс и Торнтон должны были заменить обе солнечные батареи Космического телескопа, должен был по уточненному плану начаться в 03:47 UTC (22:47 EST). Перед этим — в 02:20 UTC — специалисты центра управления телескопом планировали снять питание с электронных блоков солнечных батарей и подготовить их к замене.

В 03:25 Томас Эйкерс и Кэтрин Торнтон (“четная пара”) разгерметизировали шлюзовую камеру и в 03:29 UTC (22:29 EST) перешли на автономное питание и вышли через люк ШК в грузовой отсек. Торнтон стала первой женщиной, выходящей в открытый космос во второй раз. Кроме нее, за бортами своих кораблей работали по одному разу еще две женщины — Светлана Савицкая и Кэтрин Салливэн.

В самом начале выхода выяснилось, что радиоприемник в скафандре Торнтон для связи с ЦУПом не работает, и Кэтрин может слышать только своего напарника. Хотя это и осложняло работу, было принято решение продолжать выход. Все команды с Земли и из кабины шаттла для Торнтон должен был “ретранслировать” Эйкерс.

Торнтон зафиксировалась на якоре манипулятора, и Николлье подвез ее к телескопу. Около 04:30 UTC астронавтка прикрепила к правой панели специальную треугольную рукоятку для ее переноски. Эйкерс отсоединил батарею от корпуса телескопа, разорвав электрические соединения. Эта операция производилась на теневой стороне 58-го витка с тем, чтобы батарея не вырабатывала тока. Гибкая панель изгибалась и дрожала от каждого движения.

Отделение дефектной батареи было запланировано выполнить не ранее 04:43 UTC. Клод Николлье поднял манипулятор с Торнтон на 7.5 м над кораблем. Кэтрин подняла 160-килограммовую панель над головой. В 04:51 UTC (23:51 EST), когда “Индевор” встречал рассвет над южной частью Красного моря, Кэтрин тихо отпустила ее. “Не держу. — Она пошла,” — сказали Торнтон и Эйкерс. После этого Николлье начал отводить манипулятор с астронавткой и опускать ее в грузовой отсек, а Кови и Бауэрсокс выполнили маневр отвода корабля от летящей панели. Обломок “Хаббла” летел, как воздушный змей, слегка кувыркаясь и отражая солнечные лучи. Провожая долгим взглядом скрученную панель, астронавты и зрители на Земле увидели, как вздрогнули гибкие полотнища солнечных батарей в момент включения двигателей корабля. Расширяющиеся газы реактивной струи двигателя достали панель и на расстоянии в несколько десятков метров. “Она похожа на птицу. Том, посмотри,” — сказала Кэтрин Торнтон. Красочная операция удаления солнечной батареи была заснята астронавтами на пленку.

“Птица” Торнтон стала еще одним из примерно 6700 кусков “космического мусора”. В каталоге космических объектов NORAD панель получила порядковый номер 22920 и (поскольку она являлась частью именно “Хаббла”, а не “Индевора”) обозначение 1990-37С. Несмотря на значительную высоту орбиты, панель должна сойти с нее и сгореть в атмосфере примерно через год. Однако батарея сумела найти какой-то хитрый режим ориентации и пролетала почти 5 лет, посрамив баллистиков Космического командования.

В 05:17 UTC Торнтон при помощи рукоятки для переноса извлекла из контейнера новую правую батарею, которая даже в сложенном состоянии имела 4.5 м в длину. Она доставила батарею к месту установки, и астронавты установили ее менее чем через час после начала операции. Затем телескоп был повернут на 180°, Торнтон и Эйкерс сняли левую батарею, и около 08:00 UTC Эйкерс закрепил ее на месте временного хранения. Только левая батарея будет возвращена на Землю для анализа.

Незадолго до 09:00 UTC астронавты закончили установку второй солнечной батареи. Через некоторое время (по плану электрический тест батарей должен был продолжаться 23 минуты) центр управления КТХ подтвердил, что обе новые батареи подключены к сети и работоспособны. Развертывание панелей должно произойти по окончании последнего выхода 9 декабря.

Завершая выход, Торнтон и Эйкерс установили в новые положения якоря для фиксации астронавтов. Благодаря этой операции Масгрейв и Хоффман в третьем выходе смогут быстрее начать замену широкоугольной и планетарной камеры.

Когда примерно в 09:43 UTC “Индевор” встречал над Атлантикой рассвет на 61-м витке, Эйкерс находился уже у шлюзовой камеры, а Торнтон еще стояла на якоре манипулятора. Астронавты вернулись в шлюзовую камеру “Индевора” в 10:02 UTC перешли на бортовое питание, через две минуты начали наддув ШК. В 10:05 UTC (05:05 EST) астронавты закончили выход. Он продолжался 6 часов 36 минут.

В этом выходе Эйкерса установил новый рекорда суммарной длительности выходов с борта шаттла. Вместе с двумя выходами 13-15 мая 1992 года Эйкерс набрал 22 часа 50 минут, превысив достижение Джерри Росса на 1 минуту.

В шлюзовой камере Кэтрин Торнтон почувствовала неприятные ощущения в ухе. Поэтому шлюзовая камера была разгерметизирована вновь, после чего наддув ее до 530 мм рт.ст. производился с меньшей скоростью.

X