ВКД

Справка по ВКД-80 выполненному 1 февраля 1990 года

Дата: 01.02.1990

Выходящий космонавт: СЕРЕБРОВ Александр, ВИКТОРЕНКО Александр

Продолжительность:  4 часа 59 мин

Шлюз: ШСО Квант-2 (Мир, ЭО-5)

Скафандр: Орлан ДМА-12, ДМА-8

Цель: Испытание средства передвижения космонавта (пилот борт-инженер)

Описание:

В 08:15 UTC Викторенко открыл люк шлюзового отсека. Серебров сначала пристегнулся к «мотоциклу» и только затем выбрался наружу. Но прежде чем занять исходное положение на вершине выходного устройства, надо прикрепить еще к разъемному шпангоуту лебедку со страховочным тросом. Предосторожность не лишняя, особенно в испытательном полете. Ведь орбитальная станция — это не корабль. И если пилот СПК потеряет управление, она не сможет подойти к нему и взять на борт. Поэтому страховка обязательна, хотя летать с дополнительной механической связью будет сложнее. А если у станции возникнут угловые скорости, она может тебя раскрутить.

И вот Серебров уже на вершине выходного устройства. С помощью магнитно-механического замка он пристыковывает СПК к его торцу. Викторенко помогает привести пульты управления в рабочее положение, снимает с них крышки.

Наконец, Серебров выполнил первый пробный отход. Первый отход осторожный. Небольшой импульс отводит Сереброва от орбитального комплекса. Он летит спиной вперед, чтобы не терять из вида станцию. Картина удаляющегося космонавта на фоне бездонной Вселенной действует впечатляюще. Трехмиллиметровая нить страховочного троса светится в солнечных лучах и порой кажется на телевизионном экране внушительным канатом. Трос требует внимания. Чтобы на нем не образовывались петли, слабину надо своевременно убирать.

За счет трения троса скорость отхода постепенно уменьшается. СПК останавливается. Серебров включает лебедку на подматывание и начинает приближаться. Перед причаливанием он включает двигатели на торможение, берется руками за поручни на вершине выходного устройства и пристыковывается к его торцу.

В следующем отходе Серебров несколько увеличивает расстояние между собой и орбитальным комплексом. Затем начинает совершать небольшие линейные перемещения вверх, вниз, вправо и влево, каждый раз возвращая СПК в исходное положение. После этого он переходит к угловым разворотам по крену, курсу и тангажу.

Выполняя маневры, Серебров испытал поочередно обе системы управления движением (СУД), используя основной режим — полуавтоматический. В этом режиме микродвигатели работают тарированными импульсами, длительность которых составляет 1 с, если режим работы экономичный, или 4 с, если форсированный. Соответственно при этом меняются линейные скорости СПК с 0,2 до 0,4 м/с, а угловые — с 3 до 8°/с. В полуавтоматическом режиме система управления может запоминать исходное угловое положение и затем без участия космонавта возвращать в него СПК. Испытал Серебров и режим непосредственного управления, который предусмотрен в качестве дублирующего.

— Управляемость хорошая, — заключил он. — СПК четко выполняет команды. Особенно уверенно маневрирует в форсированном режиме, а в конце можно подрабатывать малыми импульсами.

В первых испытаниях не обошлось и без неожиданностей. Из-за ослабления силы трения троса в лебедке вместо расчетных 20 м Серебров отлетел на 33 м. Но он сразу же оценил ситуацию и, затормозив, выполнил зависание.

В 13:14 UTC «Витязи» закрыли выходной люк. Программа первого дня испытаний была выполнена полностью.

X