ВКД

Справка по ВКД-5 выполненному 20 июля 1966 года

Дата: 20.07.1966

Выходящий космонавт: COLLINS Michael (не полностью) (YOUNG John  находился в разгерметизированном КК Gemini-10)

Продолжительность38 мин - от открытия до закрытия выходного люка (40 мин - от полной разгерметизации до начала наддува)

Шлюз: КК Gemini-10

Скафандр: G4C-36 (G4C-19)

Цель: Взятие образцов с ракеты-мишени Agena-8.

Описание:

Из-за проблем со стеклами скафандра этот выход было решено провести на ночном участке полета. Янг подвел «Джемини» к «Аджене-8» и удерживал его рядом, а Коллинз заканчивал последние приготовления к выходу в открытый космос. В 23:01 UTC он разгерметизировал кабину и открыл люк.

Когда Коллинз вышел из корабля на 15-метровом фале и с реактивным пистолетом HHMU в руках, то, прежде всего, переместился к негерметичному отсеку корабля и снял плату с микрометеоритным детектором (S-12).

Затем он вернулся к кабине, передал через открытый люк эту плату Янгу. Теперь его задачей было прикрепить трубопровод к баку с азотом, служившим рабочим телом для ручного реактивного пистолета HHMU.

Коллинз отчетливо понимал, что дело это рискованное. Янг должен был удерживать «Джемини» на безопасном расстоянии от «Аджены-8» (столкновение двух аппаратов могло привести к труднопредсказуемым последствиям). При этом он должен был включать попеременно шестнадцать двигателей системы ориентации, расположенных на боковой поверхности корабля и сгруппированных в четыре блока. Один из четырех блоков находился поблизости от азотного крана, к которому как раз и направлялся Коллинз. Если Янг случайно включил бы двигатели этого блока, то вырвавшаяся струя горячих газов могла прожечь скафандр Коллинза и тогда гибель его была бы неизбежной.

Коллинз находился на полпути к азотному крану, когда сила инерции бросила его в сторону и он ударився ногами об обшивку «Джемини». Корабль от полученного возмущения начал покачиваться. Янг заволновался и включил двигатель ... как раз тот самый, напротив которого и находился в это время его товарищ.

— Майкл, — обратился он к похолодевшему от ужаса Коллинзу невинным голосом, — те двигатели действительно запускаются?

К счастью, Коллинз был еще на безопасном расстоянии, иначе несогласованность в действиях дорого обошлась бы ему.

Решив проблему с газовым пистолетом, Коллинз «подплыл» к люку корабля. Янг постарался приблизить «Джемини» к «Аджене-8» насколько это было возможно.

— Если я приближусь к ней еще, то я не смогу больше увидеть тебя или ее, — сказал он Коллинзу.

Майкл отметил, что положение аппаратов хорошее и, включив газовый пистолет, за три-четыре секунды достиг «Аджены-8». Встреча с ней принесла неприятность. На ее поверхности не было никаких поручней или выступов, от которых можно было бы оттолкнуться и добраться до платы с микрометеоритным детектором. Коллинз кое-как «пополз» вверх по цилиндрическому корпусу «Аджены», и тут вдруг произошло непредвиденное. Когда он захотел остановиться, то это ему не удалось. Под действием инерции он оторвался от «Аджены» и улетел от нее. Частота пульса сразу же подскочила до 165 ударов в минуту. Его тело беспомощно вращалось, одновременно удаляясь все дальше и дальше от «Аджены». Коллинз вспомнил о пистолете. Но как с его помощью прекратить столь сложное движение? Он решил вернуться к «Джемини».

— Я возвращаюсь в кабину, Джон, так что ты не запускай двигатели, — предупредил он своего товарища.

Включив «пистолета» он вернулся к люку «Джемини». Сделал он это без особых сложностей и, как ему показалось, даже с некоторым изяществом он подлетел к люку и, схватившись руками за его края, полностью остановил свое движение. Немного погодя Коллинз решил повторить попытку и добраться до «Аджены». Теперь уже он имел некоторый опыт передвижения с помощью газового пистолета.

Долетев до ракеты ему удалось зацепится за кабельные жгуты позади стыковочного конуса. Добравищись до платы с микрометеоритным детектором S-10, он снял ее в 23:25 UTC. Эти образцы (и среди них - культуры бактерий и вирусов) находились в полете 4 месяца!

Обратный путь особых трудностей не вызывал. Подтянувшись за фал, он передал «добычу» Янгу.

По программе надо было установить вместо S-10 «свежую» ловушку, но Майкл побоялся порвать скафандр при новом прыжке... и просто выкинул ее.

На испытание «пистолета» рабочего тела уже не хватало. Вмешался ЦУП, сказал, что запас топлива на стабилизацию корабля исчерпан и выход надо заканчивать.

В 23:32 UTC Майкл, путаясь в длинном фале, с трудом влез в кабину -как оказалось, потеряв по дороге камеру Hasselblad.

После возвращения на «Джемини» Коллинз доложил в Центр управления полетом о своих впечатлениях и сообщил, что потерял фотоаппарат, за возвращение которого на Землю была обещана премия 10 тысяч долларов. При этом он отметил, что не смог добраться до обратной стороны «Аджены-8» и по этой причине не снял еще один небольшой прибор. Коллинз предложил вновь слетать за ним, но ему приказали этого не делать и беречь топливо.

Коллинз отсоединил азотную линию, в 23:40 UTC астронавты закрыли люк и в 23:41 UTC наддули кабину кислородом.

Через час, уже 21 июля в 00:52 UTC астронавты опять разгерметизировали кабину и через минуту открыли люк для удаления ненужного оборудования. Астронавты выбросили ненужное: нагрудный ранец, фал и еще 10 предметов. Заодно пропало и нужное: в люк уплыли укладка S-12 и бортжурнал с планом полета. Затем астронавты закрыли люк и в 00:55 минут начали наддув кабины.

X