ВКД

Справка по ВКД-2 выполненному 3 июня 1965 года

Дата: 03.06.1965

Выходящий космонавт: WHITE Edward  (McDIVITT James находился в разгерметизированном КК Gemini-4)

Продолжительность: 21 мин - от выхода из кабины до возвращения в неё (36 мин - от открытия до закрытия выходного люка; 64 мин - от полной разгерметизации до начала наддува)

Шлюз: КК Gemini-4

Скафандр: G4C-8 (G4C-3)

Цель: демонстрация возможности работы человека в открытом космосе, испытания передвижного средства (HHMU) в открытом космосе.

Описание:

Первоначально ВКД планировалось провести примерно через 3 часа после запуска корабля на втором витке вокруг Земли. После стыковки с третей ступенью ракеты носителя Титан. Однако сближение со ступенью оказалось трудным (и в конечном счете неудачным) да и подготовка к ВКД заняла больше времени чем планировалось, поэтому начало выхода перенесли на третий виток.

В 19:15 разрешили стравливать давление из кабины, и в 19:27 датчик в кабине показал нуль. В 19:34 Уайт открыл замок люка; под давлением оставшегося воздуха крышка отошла на 10 см и остановилась.

Справившись с волнением (пульс -184!), Эд распахнул люк и в 19:36 встал на сиденье и высунулся по пояс. С кораблем его связывал фал сложной конструкции: нейлоновый трос диаметром 13 мм плюс шланг подачи кислорода, телефонная линия и четыре провода телеметрии. Аварийный запас кислорода находился в нагрудном ранце.

МакДивитт передал ему цветную кинокамеру, и Уайт, тяжело дыша, установил ее на кронштейн адаптера корабля. Далее - защитное резиновое кольцо на обрез люка. В 19:46 пилот «Джемини-4» взял в правую руку реактивное устройство HHMU, включил его и выплыл за обрез люка: «О'кей, я отделяюсь от корабля... О'кей, я вышел». Джеймс МакДивитт снимал его ручной кинокамерой.

Уайт пролетел вперед до носа корабля, затем пошел вверх, но не отойдя даже на полную длину фала (7.6 м), затормозился и помахал командиру рукой; он опрокинулся на спину и вновь выпрямился, а затем вернулся к кораблю. Заметив, что перемещения Уайта сбивают ориентацию, МакДивитт стал вручную стабилизировать «Джемини-4»... Хорошо, что Эд вовремя заметил выхлопы двигателей и смог от них увернуться. Он «подплыл» к командирскому иллюминатору и провел по нему перчаткой - на перчатке остался пыльный след.

Запаса рабочего тела HHMU хватило на четыре минуты. После этого Уайту пришлось подтягиваться за фал и отталкиваться от корабля ногами. Его все время заносило вверх, а однажды Эд даже залетел в хвост «Джемини». Он успел посмотреть на Землю и сказал, что отдельные детали видны лучше, чем при полете в стратосфере.

Уайт вне корабля: 1 -фал;2- фотокамера, смонтированная на устройстве4; 3 -нагрудный ранец;4- реактивное устройство.

В 20:02 командир передал Уайту приказ вернуться в кабину, между астронавтами состоялся такой диалог.

Макдивитт. Они (Центр управления.) хотят, чтобы ты вернулся сейчас обратно (в кабину).

Уайт (смеясь). Я не вернусь... Вот смех!

Макдивитт. Заходи.

Уайт. Мне ненавистно возвращаться к тебе, но я возвращаюсь.

Макдивитт. ...Давай возвращаться пока не стемнело.

Уайт. Я сомневаюсь.

Макдивитт. Ну, давай же...

Уайт. Это самый ужасный момент в моей жизни.

Разговор был шутливым. Уайт, конечно же, испытывал большое напряжение в космосе.

Эд потратил еще несколько минут на то, чтобы снять камеру с кронштейна, убрать защитное кольца и фал, и, пробыв за бортом 20 минут, в 20:06 опустился в свое кресло. «Это был самый печальный момент в моей жизни», - произнес пилот, не подозревая, какое испытание ждет их впереди. А Земля вообще узнала обо всем лишь через два часа.

Случилось вот что: МакДивитт в 20:10 UTC попытался закрыть люк над головой товарища - и не смог это сделать! Люк не прилегал плотно, а из-за этого рычаг, приводящий в движение храповик и собачки замка, проворачивался. При открытом люке гибель экипажа была неизбежна!

Уже вместе Эд и Джим уцепились за люк, потянули изо всех сил - прижали, закрыли! Это произошло примерно в 20:31. Таким образом, МакДивитт и Уайт провели в условиях вакуума 64 минуты , а люк был полностью открыт около 32 минут. Естественно, второе открытие люка (запланированное для того, чтобы выбросить ранец, фал и HHMU) не проводили, и, чтобы хоть куда-нибудь пристроить все это добро в тесной кабине, потребовалось три часа.

Потом уже на Земле поняли, что в вакууме сварились витки пружины люка - так же, как у Гриссома и Янга на ноябрьской тренировке. (Как потом выяснилось, они были изначально покрыты молибденовой смазкой. За несколько дней до старта кому-то показалось, что смазки слишком много, и ее счистили - но перестарались!)

Это был второй выход в истории мировой космонавтики и первый в американской.

X